Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 87-ФЗ в часть 1 статьи 67 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

2. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

3. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 4 статьи 67 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 87-ФЗ статья 67 настоящего Кодекса дополнена частью 5

5. Донный грунт может использоваться для предотвращения негативного воздействия вод при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий таких ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

<Статья 66 | Статья 67 | Статья 68>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья касается охраны не столько вод, сколько от вод, их вредного воздействия. Она не называет их виды, в отличие от статьи 117 ВК-95, которая относила к ним:
- наводнения, затопления и подтопления;
- разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений;
- заболачивания и засоления земель;
- эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений;
- иное вредное воздействие вод.
Для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод Правительством и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ могут создаваться специальные комиссии, решения которых, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех граждан и юридических лиц.
2. Согласно статье 57 ФЗ о среде порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Однако такой отдельной отрасли законодательства не существует.
Законодатель пока не ввел адекватную замену действовавшим до 2002 года статьям 58 и 59 Закона РФ от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды", в соответствии с которыми зонами чрезвычайной экологической ситуации указами Президента должны были объявляться участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. В зоне чрезвычайной экологической ситуации подлежали полному прекращению деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду; приостановлению - работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду; ограничению - отдельные виды природопользования, проведение оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Зонами экологического бедствия должны были объявляться участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия должны были прекращаться деятельность всех хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения; строительство и реконструкция новых хозяйственных объектов; существенно ограничиваться все виды природопользования; приниматься оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Очевидно, появление в 1991 году данных положений было обусловлено относительно небольшим временем, прошедшим после чернобыльской катастрофы в 1986 году, и принятием Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который подразделял территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, на зону собственно радиоактивного загрязнения, а также зону отчуждения, зону отселения, зону проживания с правом на отселение и зону проживания с льготным социально-экономическим статусом. В связи с этим к зонам чрезвычайной экологической ситуации или бедствия могли относиться отдельные пострадавшие от нее территории западных областей России. О зонах (участках) радиоактивного загрязнения упоминают также ФЗ от 10 июля 2001 года N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" и ФЗ "О радиационной безопасности населения".
3. В соответствии с ФЗ о ЧС зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными ОГВ и ОМС, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации, и на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Постановлением Правительства от 13 сентября 1996 года N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
ФЗ "О гидрометеорологической службе" в редакции ФЗ от 2 февраля 2006 года N 21-ФЗ ввел понятия "штормовое предупреждение" и "штормовое оповещение", под которыми понимается информация, соответственно, о прогнозируемом или начавшемся опасном природном явлении. Она относится к экстренной информации, выпуск которой вправе осуществлять только ФОИВ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны незамедлительно предоставлять указанным органам информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с ФЗ о ЧС.
4. Любой собственник водного объекта, в том числе частный, обязан за свой счет осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (часть 2 статьи 67 ВК). Для борьбы с паводками (затоплением и подтоплением) на отдельных территориях проводятся противопаводковые и осушительные мероприятия, в соответствии с решениями Правительства выделяются бюджетные средства на ликвидацию их последствий и оказание помощи пострадавшим. На территориях, подверженных затоплению, запрещается без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод размещение новых поселений, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений (часть 4 статьи 67 ВК).
Комментируемая статья не содержит критериев отнесения территорий к паводкоопасным (подверженным затоплению) и, соответственно, условия пользования такими территориями. Не содержатся они в Градостроительном кодексе РФ. Их отсутствие может повлечь незапланированные бюджетные расходы на борьбу с паводками. Представляется, что соответствующие нормы необходимо включить в комментируемую статью.
5. Практика показывает, что своевременное принятие мер охраны от вредного воздействия вод, особенно паводков, является исключительно важным. Их непринятие или несвоевременное принятие приводит к огромному материальному ущербу и человеческим жертвам. Достаточно вспомнить сильнейшие наводнения, которые в 2001 году имели место в городе Ленске и Краснодарском крае. Как отметил начальник Южного регионального центра МЧС, русло реки Кубань, протяженность которой 250 километров, за предшествовавшие 10 - 15 лет практически не прочищалось. Низовья реки были захламлены упавшими деревьями, а в устье образовалась песчаная подводная гряда. Во многом из-за этого в период резкого подъема воды стали возможны крупные аварии и заторы. Чтобы избежать повторного разрушительного воздействия воды, необходимо было незамедлительно расчистить русло реки, отремонтировать ГТС и укрепить берега на наиболее опасных участках <1>.
--------------------------------
<1> Независимая газета. 2002. 20 февраля.

В Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утвержденной Постановлением Правительства от 26 июня 1999 года N 694, отмечалось, что в опасной зоне подтопления находится около 1300 поселений. Постановление Совета Министров - Правительства от 19 января 1993 года N 37 "О неотложных мерах на 1993 - 1995 годы по предотвращению затопления и подтопления городов, населенных пунктов, производственных и непроизводственных объектов, сельскохозяйственных угодий и других ценных земель, расположенных в прибрежной полосе Каспийского моря" <2> предусматривало строительство и укрепление берегоукрепительных сооружений. Однако оно действовало только в обозначенном им регионе и в определенное время.
--------------------------------
<2> См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 25 января 1993 года. N 4. Ст. 349.

Еще 21 марта 1996 года Правительством было принято Постановление (N 306) "О мерах по защите от подтопления территорий Российской Федерации", которое предусматривало разработку в 1996 году "концепции защиты освоенных территорий России от подтопления и его неблагоприятных последствий". Проект концепции соответствующим ФОИВ предписывалось представить на рассмотрение Правительства в I квартале 1997 года. Но лишь 7 декабря 2001 года Правительством была утверждена Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)". В ней указано, что на паводкоопасных территориях, составляющих в целом по России свыше 400 тыс. кв. километров, ежегодно подвергаются затоплению до 50 тыс. кв. километров. Наиболее паводкоопасными районами являются Приморский край, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Северный Кавказ и Восточная Сибирь. Однако реализация этой программы была досрочно прекращена в 2005 году.
Изложенное свидетельствует о том, что государство не готово противостоять вредному воздействию вод.

Глава 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На сайте также ищут:
Статья 38. Виды водопользования
Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий
Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Статья 28. Бассейновые округа