Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов

1. Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

2. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

<Статья 54 | Статья 55 | Статья 56>

Научно-практический комментарий:

1. Большинство водных объектов, кроме отдельно указанных, находятся в федеральной собственности (см. комментарий к статье 8 ВК). Их собственником является РФ. Соответственно, часть 1 комментируемой статьи обязывает РФ осуществлять все меры по охране своих водных объектов, предотвращению и ликвидации вредного воздействия водных объектов федеральными ОГВ и их подразделениями за счет средств, предусматриваемых ФЗ о федеральном бюджете.
Вместе с тем статья 26 ВК предусматривает передачу федеральных полномочий по охране водных объектов со средствами на их осуществление субъектам РФ. В этом случае ответственными за надлежащую водных объектов становятся ОГВ субъектов РФ (см. комментарий к статье 26 ВК).
Охрана водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципального образования, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными ОГВ или ОМС в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК (см. комментарий к ним).
В настоящее время федеральным ОГВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны водного фонда, является МПР. Надзор за охраной всех водных объектов возложен на Росприроднадзор. Они осуществляют свои полномочия через свои территориальные органы.
Охране подлежат любые водные объекты - как используемые, так и неиспользуемые. Это особенно важно подчеркнуть, так как многие водные объекты или их части значительно отдалены от мест проживания, хозяйственной и иной деятельности человека. Естественно, неиспользуемые водные объекты, не несущие (либо несущие незначительную) антропогенную нагрузку, не нуждаются в интенсивной охране. Их охрана будет выражаться в основном в сохранении естественного состояния, а также предотвращении вредного воздействия самих вод.
2.1. Отдельные пруды и обводненные карьеры могут находиться в частной собственности. В этом случае ответственными за их охрану и ее финансирование являются соответствующие организации и физические лица.
Но любой собственник - государственный, муниципальный или частный - может передать свой водный объект в пользование другому лицу с возложением на него обязанностей по охране водного объекта. Поэтому часть 2 статьи 55 ВК возлагает обязанность охраны водных объектов не только на собственников, но и на пользователей водных объектов, в том числе на тех, которые пользуются ими без письменных договоров и решений о водопользовании.
2.2. Неисполнение обязанности по охране и надлежащему содержанию водных объектов может иметь тяжкие последствия.
Так, смерть актера С. Бодрова и его съемочной группы в горах была обусловлена прекращением финансирования из бюджета работ по наблюдению за состоянием ледника, в результате чего его воды "сошли внезапно" (ледник - один из видов водных объектов). Едва ли не главная причина наводнений в различных регионах России, в том числе с человеческими жертвами - прекращение очистных и дноуглубительных работ в водных объектах, находящихся в федеральной собственности.
От того, кто являлся ответственным за охрану водного объекта, зависит установление ответчика и возмещение за его счет вреда, причиненного вследствие ненадлежащей охраны водного объекта.
3. К основным требованиям охраны водных объектов следует отнести также экологическую экспертизу, то есть установление соответствия намечаемой деятельности на водном объекте или вблизи него экологическим требованиям. Экологическая экспертиза должна проводиться едва ли не перед каждым использованием водного объекта, поскольку она исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности и требуется в том числе при изменении условий природопользования. Предотвращение загрязнения природной среды обходится в несколько раз дешевле, чем ликвидация экологически необоснованных решений.
В соответствии с ФЗ от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям ФЗ "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
- содержащих оценку воздействия на окружающую природную среду намечаемой деятельности;
- положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с ОМС;
- заключений ФОИВ по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
- материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями).
Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации в порядке, устанавливаемом ФОИВ в области экологической экспертизы. В настоящее время такими органами являются Росприроднадзор (пункт 5.4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования) и Ростехнадзор (пункт 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства от 30 июля 2004 года N 401).
Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного органом, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
- доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- изменения условий природопользования ФОИВ в области охраны окружающей природной среды;
- реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.