Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

1. Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 2 статьи 43 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

3. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

4. На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

<Статья 42 | Статья 43 | Статья 44>

Научно-практический комментарий:

1.1. Комментируемая статья развивает принцип водного законодательства, закрепленный пунктом 5 статьи 3 ВК, исходя из того, что увеличение численности населения Земли и, соответственно, вредное воздействие на природу порождают дефицит пригодной для питья воды. К РФ это пока не относится, поскольку ее коренное население (в основном русские) сокращается примерно на миллион человек в год, а водных объектов, вода которых пригодна для питья, в России достаточно. Однако и в РФ действует немало промышленных предприятий и других источников загрязнения водных объектов, в том числе содержащих воду, пригодную для питья.
Водные объекты - поверхностные и подземные, вода которых пригодна для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, должна использоваться прежде всего для этих целей. Все, что этому препятствует, должно быть устранено.
Предоставление в пользование водных объектов, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов. При нехватке воды для питья она не должна использоваться и для хозяйственно-бытовых целей. Однако достаточность для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ресурсов подземных вод является основанием их использования и для иных целей, в том числе если на определенной территории отсутствуют поверхностные водные объекты, пригодные для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (часть 4 статьи 43 ВК).
1.2. При выявлении водных объектов, пригодных для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, они должны быть незамедлительно и полностью защищены от какого-либо загрязнения и засорения, при необходимости соединены с построенными системами водоснабжения. Для питьевого водоснабжения используются преимущественно подземные водные объекты, поскольку они меньше подвержены загрязнению. Тем не менее 17,5% подземных и 40,8% поверхностных источников питьевого водоснабжения не соответствуют санитарным нормам. В отдельных субъектах РФ до 80% разводящих сетей водоснабжения нуждается в замене (письмо Роспотребнадзора от 10 апреля 2006 года "О состоянии водоснабжения и водоотведения населенных мест").
В настоящее время крупнейшим в мире поверхностным водным объектом, вода которого пригодна для питья, является озеро Байкал на территории России. Объем его воды - 23 тыс. куб. километров (первое место в мире среди озер) - это 20% мировых запасов поверхностных пресных вод и более 90% запасов России. Еще в XX веке вода Байкала перед питьем не требовала очистки. Недавние пробы воды Байкала, взятые на расстоянии всего 4 километра от Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (источника загрязнения воды) с глубины 400 метров, по своей чистоте превышают требования европейских стандартов. Подробнее о Байкале см. комментарий к статье 65 ВК.
1.3. В РФ пока нет должного бережливого отношения к воде, в том числе к пригодной для питья. Незакрытый или неисправный водопроводный кран не является редкостью. Между тем даже тонкая струйка или частое капанье воды из водопроводного крана приводит к утечке более 100 литров воды в сутки.
Жители России, не допускающие утечек воды, потребляют ее не больше, чем жители западноевропейских стран (на питье, стирку и т.п.). Но при отсутствии в квартире прибора учета израсходованной воды они платят за нее столько же, сколько и неэкономящие воду - по установленным "средним" тарифам, которые исходят из того, что каждый житель России потребляет около 400 литров воды в сутки. Столько воды (две - три стандартных ванны) за сутки реально не потребляет почти никто. Поэтому в квартирах, где установлены водосчетчики, размеры платежей за воду сокращаются в несколько раз. Отсутствие водосчетчиков в подавляющем большинстве квартир позволяет водоснабжающим организациям списывать "на утечку" до трети подаваемой в квартиры воды.
2.1. В соответствии со статьями 18 и 19 ФЗ о СЭБН, к которому отсылает комментируемая статья, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМС, юридические лица и индивидуальные предприниматели в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным нормам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
2.2. В настоящее время зоны санитарной охраны источников водоснабжения и ограничения их использования, санитарные правила и нормативы, о которых говорится в статье 43 ВК и ФЗ о СЭБН, определяются постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ - первого заместителя министра здравоохранения РФ. Им утверждены:
- Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения (Постановление от 25 июля 2001 года N 19);
- Гигиенические требования к качеству питьевой воды централизованных систем питьевого водоснабжения (Постановление от 26 сентября 2001 года N 24);
- Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы (Постановление от 8 ноября 2001 года N 32);
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (Постановление от 14 марта 2002 года N 10);
- Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения (Постановление от 25 ноября 2002 года N 40);
- Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (Постановление от 30 апреля 2003 года N 74);
- Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (Постановление от 30 апреля 2003 года N 78).
Санитарно-эпидемиологические заключения о пригодности водных объектов к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению выдают главные государственные санитарные врачи РФ, по субъектам РФ, городам и районам и их заместители.
Следует отметить, что в некоторых случаях зоны санитарной охраны водных объектов, отнесенных к источникам питьевого водоснабжения, их водоохранные зоны и условия их использования могут частично совпадать или "поглощаться" друг другом. В таких случаях необходимо руководствоваться актами, устанавливающими более строгие меры охраны источников водоснабжения (водных объектов). Об ограничениях использования водоохранных зон см. комментарий к статье 65 ВК.
2.2.1. В связи с постоянным увеличением численности проживающих в Москве и пользующихся водными объектами, являющимися источниками питьевого водоснабжения Москвы, а также с ослаблением требований к охране водоохранных зон водных объектов (см. комментарий к статье 65 ВК), которые имеются и у отнесенных к источникам питьевого водоснабжения, представляется необходимым рассмотреть Санитарные правила "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы". Они определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны (ЗСО) Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается проект ЗСО Московского водопровода.
Особенности ЗСО источников водоснабжения Московского городского водопровода, санитарно-противоэпидемические мероприятия на их территории и акватории определяются:
- большой мощностью водопровода, достигающей 75,7 куб. м/с (около 7 млн. куб. м/сут.);
- географическим положением и большими размерами территории водосбора источников водоснабжения (Смоленско-Московская гряда Средне-Русской возвышенности, характеризующаяся густой гидрографической сетью и малой мощностью естественных водотоков);
- административным делением и социально-экономическими условиями территории расположения источников водоснабжения (территория трех субъектов РФ: Смоленской, Тверской и Московской областей, значительно различающихся по демографическим показателям, а также степени и характеру хозяйственного освоения);
- политическим, экономическим и стратегическим значением объекта водоснабжения - Московской городской агломерации.
2.2.2. ЗСО организуется в составе трех поясов.
Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений, сооружений гидроузлов и каналов, подводящих воду от водозаборов к площадкам водоочистных сооружений. Его назначение - защита места водозабора, водозаборных, водопроводных и гидротехнических сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Второй пояс включает территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, и простирается по берегам водохранилищ и основных водотоков, входящих в гидротехническую систему, а также по берегам притоков первого порядка. Основными водотоками являются: по Москворецкому источнику - реки Москва, Вазуза, Гжать, Руза, Истра, Малая Истра, Касня; по Волжскому источнику - реки Волга, Тверца, Лама, Шоша. Назначение второго пояса - защита источника водоснабжения от микробного и химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком.
Третий пояс включает территорию водосбора источника водоснабжения. Назначение третьего пояса - защита источника водоснабжения от химического загрязнения, поступающего с поверхностным стоком.
Санитарными правилами подробно определяются границы всех трех поясов. Санитарно-противоэпидемические мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - МГУП "Мосводоканал";
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
2.2.3. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дороги и пешеходные дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В акватории первого пояса ЗСО не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды. Акватория первого пояса ограждается буями и другими предупредительными знаками. На судоходных водоемах над водоприемниками водозаборов должны устанавливаться бакены с освещением.
В границах территории и акватории первого пояса ЗСО допускается деятельность, связанная с забором, подготовкой, хранением и подачей питьевой воды. Здания должны быть канализованы с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные очистные сооружения, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.
2.2.4. На территории второго пояса не допускается размещение объектов, обусловливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения, а именно:
- кладбищ, скотомогильников;
- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;
- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей ТПО;
- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации, полигонов твердых бытовых отходов;
- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;
- дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 метров от уреза воды и при крутизне склона прилегающих территорий более 3 градусов.
Не допускаются применение ядохимикатов и удобрений, рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной менее 500 метров от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубка ухода и санитарная рубка леса.
В пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, кроме того, не допускаются расположение стойбищ, выпас скота и распашка земли. Вновь строящиеся отдельно стоящие дома должны оборудоваться установками локальной очистки сточных вод.
Санитарный режим в населенных местах на территории второго пояса ЗСО должен соответствовать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию территорий населенных пунктов. Города и поселки с населением свыше 20 тысяч человек должны иметь системы городской канализации с блоками механической, биологической и третичной очистки городских сточных вод, а также системы ливневой канализации с отводом стоков на очистные сооружения. Сброс сточных вод в акватории Учинского и Рублевского водохранилищ запрещен.
Суда, курсирующие по акватории ЗСО, дебаркадеры и брандвахты должны быть оборудованы устройствами для сбора фановых и подсланевых вод и твердых отходов. На пристанях должны быть оборудованы сливные станции и приемники для сбора твердых отходов.
Должны предусматриваться периодическая очистка каналов и водохранилищ от донных отложений и удаление водной растительности. Использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Границы второго пояса ЗСО на пересечении дорог, пешеходных троп и пр. обозначаются столбами со специальным знаком. Знак изготовляется и устанавливается распоряжением ОМС и сдается владельцу земли под расписку и охрану.
2.2.5. На территории третьего пояса ЗСО не допускается авиационная химическая обработка лесов и сельскохозяйственных угодий. При "безавиационной" обработке ядохимикатами сельхозугодий и лесов доза внесения не должна превышать 1,3 кг/га.
Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования. Существующие полигоны твердых бытовых отходов должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Животноводческие комплексы и фермы на территории 3-го пояса должны иметь сооружения по накоплению и обезвреживанию навоза, оборудованные в соответствии с ветеринарно-санитарными и гигиеническими требованиями к устройству технологических линий удаления, обработки, обезвреживания, утилизации навоза, получаемого на животноводческих комплексах и фермах.
3. Порядок использования подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 ВК).
В соответствии с Законом РФ "О недрах" для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, участки недр предоставляются в пользование на срок до 25 лет решениями комиссии, которая создается Федеральным агентством по недропользованию и в состав которой включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, устанавливается Роснедрами по согласованию с ФОИВ, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития. В настоящее время использование подземных водных объектов подлежит лицензированию.
4. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется, как правило, централизованно - специально созданными ОГВ и ОМС водоснабжающими организациями. Они обязаны обеспечивать подачу пригодной для питья и хозяйственно-бытовых нужд воды (постоянную или по графику) от водного объекта до конечного потребителя.
При отсутствии централизованного водоснабжения разрешается осуществлять забор воды для указанных нужд непосредственно из водных объектов каждому. Такое установление содержалось и в статье 135 ВК-95. Централизованное водоснабжение зачастую отсутствует в сельской местности, где для питья и хозяйственно-бытовых нужд необходимо рытье колодцев или бурение скважин.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства от 12 февраля 1999 года N 167. Различные проекты ФЗ "О питьевом водоснабжении" неоднократно вносились в Государственную Думу, но до сих пор не были приняты.