Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов

1. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.

2. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

<Статья 38 | Статья 39 | Статья 40>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья закрепляет меньший объем прав и больший объем обязанностей собственников и пользователей водных объектов. Указание на наличие у них иных прав (пункт 3 части 1 статьи 39 ВК) вряд ли следует рассматривать как уравновешивание прав с обязанностями. Во-первых, предусмотрена возможность возложения на собственников и пользователей водных объектов дополнительных обязанностей (пункт 6 части 2 статьи 39 ВК). Во-вторых, в статье 39 ВК указаны, несомненно, все существенные права и обязанности. Наличие предусмотренных ФЗ других прав и обязанностей и отказ от их воспроизведения в статье 39 ВК означает, что такие права и обязанности нетипичны и не имеют широкого распространения.
Например, в соответствии со статьей 14 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" лицо, владеющее водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат; порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются договором аренды. Но водных объектов с объектами археологического наследия сравнительно немного.
2. Право на самостоятельное водопользование (пункт 1 части 1 статьи 39 ВК) не означает несоблюдение каких-либо условий использования и охраны водных объектов. Их обязаны соблюдать не только пользователи, но и собственники водных объектов.
Для частного собственника водного объекта (пруда или обводненного карьера), не являющегося общедоступным, самостоятельное использование водного объекта означает, что пользоваться им может только он, по своему усмотрению, ограниченному лишь законодательством. Собственник такого водного объекта вправе запретить его использование другим лицам, которые вправе осуществлять какое-либо водопользование на нем только с согласия собственника и на установленных им условиях.
Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются, как правило, общедоступными (см. комментарий к статье 6 ВК). Самостоятельное пользование такими водными объектами означает водопользование, предусмотренное частью 3 статьи 11 ВК (купание, рыбалка и др.), своими силами и средствами и не предполагает согласия каких-либо органов и лиц, в том числе других водопользователей. Ограничение такой самостоятельности возможно только нормативными актами. В случае если водопользование осуществляется на основании договора или решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование, самостоятельность водопользователя ограничена также этими документами.
Одно из проявлений самостоятельности водопользования - возможность строительства на водных объектах различных сооружений (пункт 2 части 1 статьи 39 ВК). Однако любое строительство будет законным, если ведется с соблюдением различных СНиП и других нормативов: экологических, противопожарных и др.
3. Все водопользователи обязаны воздерживаться от нарушения прав друг друга независимо от цели, вида водопользования и материального положения каждого из них, что является необходимым условием самостоятельности водопользования. Такая обязанность основана на части 2 статьи 36 Конституции, в соответствии с которой пользование природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Исполнение данной обязанности актуально для водных объектов, находящихся в совместном пользовании различных лиц. Но и при обособленном водопользовании необходимо воздерживаться от причинения вреда окружающей среде (пункт 1 части 2 статьи 39 ВК). Собственно, это главная обязанность: остальные предусмотренные комментируемой статьей обязанности водопользователей в той или иной степени направлены на недопущение причинения вреда окружающей среде. На бытовом уровне это означает обязанность уборки за собой мусора с берега водного объекта, "небросание" мусора в воду и т.п.
Примером нарушения прав других водопользователей является монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователя, запрещаемая статьей 40 ВК (см. комментарий к ней).
4. Обязанность содержания в исправном состоянии различных сооружений на водных объектах, прежде всего гидротехнических (пункт 2 части 2 статьи 39 ВК), означает соблюдение положений статьи 9 ФЗ о ГТС, согласно которой собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны:
- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде; вредных природных и техногенных воздействий; результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше ГТС;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС;
- развивать системы контроля за состоянием ГТС;
- систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС;
- обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС;
- организовывать эксплуатацию ГТС и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС;
- осуществлять по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии ГТС ФОИВ по надзору в области безопасности ГТС, другие заинтересованные государственные органы, ОМС и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
- содействовать ФОИВ по надзору в области безопасности ГТС в реализации его функций;
- совместно с ОМС информировать население о вопросах безопасности ГТС;
- финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС.
Собственник ГТС или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность ГТС вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации ГТС.
5. При возникновении чрезвычайной ситуации на водном объекте или ее угрозе, возникшей в результате несоблюдения обязанности по содержанию в исправном состоянии сооружений на водных объектах либо в результате неблагоприятных природных явлений, собственник (пользователь) водного объекта обязан не только проинформировать об этом соответствующие органы, но и принять участие в их ликвидации (пункты 3 и 4 части 2 статьи 39 ВК) за свой счет. К этому обязывает и статья 19 ФЗ о ЧС.
Ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества; регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами; представление результатов такого учета и таких наблюдений в уполномоченный Правительством ФОИВ (пункт 5 части 2 статьи 39 ВК) являются обязанностью ограниченного числа водопользователей, использующих водные объекты для указанных целей. Вместе с тем обязанность наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представления результатов таких наблюдений в уполномоченный орган при необходимости может быть возложена на любых водопользователей и собственников водных объектов.
Часть 6 комментируемой статьи требует от водопользователей также исполнения обязанностей, предусмотренных другими положениями ВК. Например, согласно части 2 статьи 61 ВК, водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других ВБР в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
"Экологические" обязанности водопользователей, установленные комментируемой статьей, означают также соблюдение требований ФЗ о среде и других нормативных актов об охране природы.