Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 30. Государственный мониторинг водных объектов

1. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ в часть 2 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст части в предыдущей редакции

2. Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

3. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

4. Государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

5. Государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ в пункт 4 части 5 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

6. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

7. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8. Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.

<Статья 29 | Статья 30 | Статья 31>

Научно-практический комментарий:

1. Аналогичная статья содержалась в ВК-95. Во исполнение статьи 78 ВК-95 было принято Постановление Правительства от 14 марта 1997 года N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", значительная часть правил которого включена в содержание комментируемой статьи. Это означает, что и после вступления ВК в силу (с 1 января 2007 года) оно может действовать. Но как показывает практика, принятие нового кодекса вскоре влечет принятие в соответствии с ним новых решений Правительства, а не изменение ранее принятых решений, в том числе в случаях, если решения, принятые в соответствии с прежним кодексом, "пригодны" и при действии нового кодекса.
Мониторинг водных объектов - это регулярное наблюдение за состоянием водных объектов для своевременного выявления негативных процессов, их предотвращения и ликвидации. Такой мониторинг предполагает также наблюдение за водохозяйственными сооружениями на водных объектах, береговыми полосами и водоохранными зонами, деятельностью водопользователей, поскольку негативное воздействие на водные объекты исходит, как правило, именно от них. Мониторинг - мероприятие охраны, а не использования водных объектов.
Мониторинг осуществляется за всеми водными объектами независимо от их собственников, за всеми видами водных объектов. Данные мониторинга водных объектов необходимы для ведения ГВР, информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
2. В настоящее время государственный мониторинг водных объектов отнесен к ведению Росводресурсов (пункт 5.6.5 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов). Но поскольку мониторинг водных объектов - лишь часть государственного мониторинга окружающей среды, в мониторинге участвуют и иные ФОИВ в области охраны окружающей среды.
Государственный мониторинг окружающей среды предусмотрен статьей 63 ФЗ о среде. В соответствии с ней Постановлением Правительства от 31 марта 2003 года N 177 утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей природной среды (государственного экологического мониторинга), в соответствии с которым мониторинг ведется МПР совместно с другими специально уполномоченными органами.
При ведении мониторинга формируется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Он предусмотрен статьей 15 ФЗ от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и принятым в соответствии с ней Постановлением Правительства от 21 декабря 1999 года N 1410 "О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении". Данный Фонд ведется Росгидрометом, действующим в соответствии с Постановлением Правительства от 23 июля 2004 года N 372 "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
ФЗ "О гидрометеорологической службе" был значительно изменен ФЗ от 2 февраля 2006 года N 21-ФЗ. В соответствии с ним мониторинг окружающей среды, ее загрязнения - это долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения. Для мониторинга создается наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям. Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства. Вокруг стационарных пунктов наблюдений создается 200-метровая охранная зона в виде земельных участков и частей акваторий, в пределах которой ограничивается деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды (Постановление Правительства от 27 августа 1999 года N 972).
Государственный мониторинг водных объектов и окружающей среды в целом направлен на реализацию права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции).