Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы;

3) участие в деятельности бассейновых советов;

4) разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в пункт 5 статьи 25 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ в пункт 6 статьи 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

6) осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной;

7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;

8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах;

9) участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;

10) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

11) осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 12 статьи 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

12) утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 257-ФЗ в пункт 13 статьи 25 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

13) установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной.

<Статья 24 | Статья 25 | Статья 26>

Научно-практический комментарий:

Перечень полномочий ОГВ субъектов РФ в водных отношениях исчерпывающий. Иные полномочия в области использования или охраны водных объектов они не могут осуществлять, за исключением случаев, установленных статьей 26 ВК.
Следует отметить, что в 2005 году в результате внесения изменений в ВК-95 субъекты РФ вообще были лишены полномочий в регулировании водных отношений. С 1 января 2006 года этот явный "перекос" был устранен ФЗ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - субъекты РФ вновь получили "водные" полномочия. Их перечень был шире, чем предусмотренный комментируемой статьей ВК.
Сокращение "водных" полномочий субъектов РФ вряд ли можно рассматривать исключительно как не отвечающее интересам их ОГВ. Наделение полномочиями предполагает их осуществление, как правило, за счет средств бюджетов субъектов РФ, которых у них обычно недостаточно. Поэтому неотнесение к полномочиям ОГВ субъектов РФ некоторых "водных" полномочий позволяет им воздерживаться от таких расходов. Вместе с тем ОГВ субъектов РФ наделены отдельными полномочиями РФ и средствами на их осуществление в порядке статьи 26 ВК.