Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

<Статья 11 | Статья 12 | Статья 13>

Научно-практический комментарий:


1. Договор водопользования может быть заключен только для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов и использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов, для производства электроэнергии. Не запрещено заключение договора водопользования с одним лицом для осуществления различных названных водопользований. Для всех остальных видов водопользования требуется либо решение уполномоченного ОГВ или ОМС, либо не требуется ни решения, ни договора (см. комментарий к статье 11 ВК).
В соответствии с частью 1 комментируемой статьи одной из сторон договора водопользования (своеобразным арендодателем) является исполнительный ОГВ РФ, субъекта РФ или ОМС - в зависимости от того, в собственности какого публичного образования находится водный объект. Другая сторона договора водопользования (водопользователь, своеобразный арендатор) - юридическое или физическое лицо.
Вместе с тем ВК допускает нахождение прудов и обводненных карьеров в частной собственности, и такие водные объекты тоже могут сдаваться в аренду. В таких случаях орган публичной власти не является стороной договора. Поэтому к таким договорам не применяются положения ВК об участии в договорах водопользования органов публичной власти. Причем среди положений о договоре водопользования таких большинство: статьи 11 (часть 1), 12 (часть 1), 15 (второе предложение части 1 и часть 3), 16 (части 2, 3 и 4), 19 (части 1, 2 и 3), 20 (часть 3). Остальные положения ВК о договоре водопользования применимы и к договорам аренды, заключенным в отношении водных объектов, находящихся в частной собственности.
Часть 1 статьи 12 ВК допускает договор водопользования не только в отношении целого, но и части водного объекта. Это согласуется с принципом водного законодательства, в соответствии с которым использование водных объектов может осуществляться несколькими водопользователями (пункт 13 статьи 3 ВК).
2.1. Комментируемая статья признала договор водопользования разновидностью аренды. Тем самым новый ВК существенно отличается от ВК-95, который, с одной стороны, аренду водных объектов допускал только в случае принятия ФЗ "Об аренде водных объектов" (более чем за 10 лет действия ВК-95 он не был не только принят, но и не вносился в Государственную Думу), а в ее отсутствие разрешал лишь заключение договоров долгосрочного, краткосрочного или ограниченного пользования водным объектом (статья 41 ВК-95); с другой стороны, применение к договорам пользования водными объектами положений гражданского законодательства об аренде допускалось статьей 54 ВК-95. По сути, в ВК-95 говорилось о кратко- или долгосрочной аренде водных объектов и водном сервитуте с особенностями, установленными водным законодательством.
Комментируемый ВК отказался от классификации договоров водопользования на кратко- и долгосрочные, но указал на срок водопользования в качестве обязательного условия договора водопользования (статья 13 ВК). О водных сервитутах ВК также не упоминает. Но в отношении земельных участков с водными объектами могут быть установлены сервитуты в соответствии со статьей 23 ЗК.
2.2. Распространение на договор водопользования положений ГК об аренде никоим образом не означает главенство ГК в определении условий использования, тем более охраны водных объектов. Правила об аренде "из ГК" могут применяться к водопользованию лишь в тех случаях, когда для регулирования водопользования положений ВК "не хватает". Например, в ВК нет положений о форме договора водопользования. Поэтому в данном случае применяется положение ГК, согласно которому "договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме" (пункт 1 статьи 609).
Применение положений ГК об аренде к договору водопользования имеет дополнительный характер. Тем самым применительно к аренде специфичного, "сложного" имущества - водного объекта - установлен приоритет применения специального закона. В данном случае общими правилами об аренде являются правила ГК, а специальными - ВК, что согласуется с пунктом 2 статьи 607 ГК, в соответствии с которым законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду природных объектов.
Если по какому-то вопросу водопользования имеется положение ВК, то ГК "вместо ВК" применяться не может. Например, статья 624 ГК допускает выкуп арендованного имущества. Но она не может применяться к выкупу водных объектов, поскольку статья 8 ВК отнесла их к федеральной собственности. Выкупить можно только арендованные пруды и обводненные карьеры, поскольку статья 8 ВК допускает их нахождение в частной собственности.
Но и в тех случаях, когда для решения определенного вопроса водопользования соответствующее положение в ВК отсутствует, положение об аренде ГК может применяться, если оно не противоречит существу договора водопользования. При противоречии положения ГК об аренде существу договора водопользования оно применяться (в том числе судом) не может.
Следовательно, между положениями ВК и ГК возможны противоречия. Но разрешаться они должны только "в пользу" ВК.
Необходимо подчеркнуть, что признание платного водопользования разновидностью аренды означает рациональное, неистощительное водопользование и проведение мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Иначе договор водопользования перестанет отвечать требованию пункта 1 статьи 607 ГК о том, что объектом аренды могут быть природные объекты, если в процессе использования они не теряют своих натуральных свойств.
ВК не запрещает заключение договора аренды-водопользования в отношении любого водного объекта, в том числе ледников и снежников. Однако в России заключение договора на использование ледников и снежников не практикуется (в отличие от некоторых других стран).
К договору водопользования могут применяться лишь отдельные общие положения ГК об аренде. Положения ГК о других видах аренды - прокате, аренде транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий, финансовой аренде (лизинге) - применяться не могут.
2.3. Часть 2 статьи 12 ВК допустила применение к договору водопользования положений об аренде, предусмотренных только ГК. Между тем статья 5 (часть 3) ВК устанавливает, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель, а статья 102 ЗК (в редакции статьи 14 Вводного закона) относит земли, покрытые поверхностными водами, к "землям" водного фонда. ВК содержит также положения об использовании береговых полос (статья 6) и водоохранных зон (статья 65), находящихся за пределами водных объектов, но без которых пользоваться водными объектами, как правило, невозможно.
Поскольку вода и земля при пользовании водным объектом неотделимы друг от друга и фактически являются единым природным и имущественным объектом, к договору водопользования в связи с пользованием землей могут применяться также правила об аренде земельных участков (с водными объектами), содержащиеся в статье 22 ЗК "Аренда земельных участков", согласно которым:
1. Арендатор, за исключением резидента особой экономической зоны, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды перед арендодателем становится новый арендатор, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды не требуется.
2. Арендатор, за исключением резидента особой экономической зоны, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов, предусмотренные ЗК.
3. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор в пределах срока договора аренды обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды.
4. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (по решению уполномоченного органа это возможно только в отношении земельного участка с прудом или обводненным карьером), арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки.
5. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды его арендатором.
6. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия (данное положение применимо к аренде земельных участков с прудами и обводненными карьерами, находящихся в частной собственности).
7. Не могут быть переданы в аренду земельные участки с водными объектами, которые изъяты из оборота (например, занятые объектами Вооруженных Сил).
Приведенные положения статьи 22 ЗК согласуются со статьями 19 и 39 ВК, допускающими для водопользователя пользование правами, предоставленными ему различными ФЗ, а не только ГК и ВК.
Распространение на договор водопользования правил гражданского законодательства об аренде означает обязанность изготовления и приложения к нему плана земельного участка с водным объектом (если он требуется по условиям водопользования) и государственной регистрации аренды-водопользования.
2.4. Водный объект предоставляется в пользование по договору за плату. Платность - атрибут аренды, а также принцип использования водных объектов (пункт 14 статьи 3 ВК). Бесплатной (безвозмездной) аренды не бывает. "Договор безвозмездного пользования водным объектом" ВК не предусмотрен, а значит, не допускается. Вместо договора безвозмездного пользования водным объектом ВК устанавливает случаи "бездоговорного" общедоступного водопользования, а статья 24 ЗК - "договор безвозмездного срочного пользования земельным участком" (с водным объектом).
В соответствии со статьей 24 ЗК земельные участки (с водными объектами) в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться:
- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок не более года унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям, ОГВ и ОМС;
- из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям на срок строительства недвижимости и пользования ею;
- из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
- из земель организаций отдельных отраслей экономики гражданам в виде служебного надела.
3. Согласно части 3 статьи 12 ВК договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в ГВР. Без госрегистрации договор водопользования считается незаключенным и поэтому водопользование на его основании не может осуществляться.
ГВР, указанный в части 3 статьи 12 ВК, представляет собой своеобразную альтернативу Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), ведение которого предусмотрено ФЗ о регистрации на основании пункта 6 статьи 131 ГК. Поскольку водный объект - это своеобразное единство земли и воды в определенных границах, а права на землю и сделки с землей подлежат регистрации в ЕГРП, учреждение ГВР согласуется с пунктом 2 статьи 131 ГК, согласно которому "в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества".
ГВР фактически "пришел на смену" государственному водному кадастру, ведение которого предусматривалось ВК-95. Комментируемый ВК о государственном водном кадастре не упоминает. Подробнее о ГВР см. комментарий к статье 31 ВК.
Комментируемый ВК не предусматривает основания для отказа в заключении договора водопользования. Однако это не означает обязанность уполномоченного органа заключать его с частным лицом - ВК такую обязанность не устанавливает. В данном случае следует руководствоваться статьей 421 ГК, в соответствии с которой "понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством".