Водный кодекс РФ (ВК РФ) с комментариями к статьям

Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в часть 1 статьи 10 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

2. Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

3. Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

4. Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

5. Предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса. Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;

2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

<Статья 9 | Статья 10 | Статья 11>

Научно-практический комментарий:

Абзац третий статьи 1 ФЗ о регистрации определяет недвижимость, права на которую подлежат государственной регистрации в соответствии с ним. Комментируемая статья обособленные водные объекты из них исключает, поскольку они признаны неотъемлемой частью соответствующих земельных участков (см. комментарий к статье 9 Вводного закона). Одновременно статья 10 Вводного закона дополняет ФЗ о регистрации новой статьей 22.1 о регистрации прав на сооружения, расположенные на водных объектах (с земельными участками), об ограничениях (обременениях) этих прав и сделок с такими сооружениями, но не прав и сделок с самими водными объектами.
Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения на водных объектах, являются документы, подготовленные в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений. Данное положение статьи 22.1 ФЗ о регистрации означает необходимость представления документов, предусмотренных как ФЗ о регистрации, так и ВК. В соответствии с ВК к договору водопользования или решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним (часть 3 статьи 13, часть 2 статьи 22).
ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлены дополнительные требования к сделкам с водным объектом, в пределах которого располагается объект археологического наследия, и к их регистрации, которые можно рассматривать как исключение из установленного ЗК принципа единства судьбы земельного участка с расположенными на нем иными недвижимыми объектами: участок водного объекта и объект археологического наследия, располагающийся на нем, находятся в гражданском обороте раздельно; собственнику объекта археологического наследия, располагающегося на участке водного объекта, для государственной регистрации прав на него необходимо получить и представить паспорт объекта культурного наследия.


1. Часть 1 статьи 10 ВК устанавливает, что право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям, установленным ВК и гражданским законодательством. В ВК эти основания установлены только комментируемой статьей: по решению суда (часть 3), ОГВ или ОМС (часть 4). В последнем случае водопользование может быть прекращено только в случае необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд (часть 4 статьи 10 ВК).
Водный объект передается в пользование на основании договора водопользования или решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование (глава 3 ВК). Решением суда может быть прекращено действие как договора, так и решения о предоставлении водного объекта в пользование.
При прекращении водопользования по любому основанию водопользователь обязан совершить действия, предусмотренные частью 6 комментируемой статьи.
2. На положения статьи 10 ВК оказали влияние положения ЗК о прекращении права пользования земельными участками (в том числе с водными объектами), прежде всего статья 54 ЗК, в которой принудительное прекращение права пользования земельным участком связывается с предварительным наложением административного штрафа. Указанные в части 3 статьи 10 ВК основания прекращения права пользования водным объектом подпадают под такое административное правонарушение, как "водопользование с нарушением его условий", предусмотренное статьей 7.6 КоАП, изложенной в новой редакции статьей 16 Вводного закона (см. комментарий к ней). Однако в части 5 статьи 10 ВК говорится не о предварительном наложении штрафа, а о вынесении предупреждения уполномоченным ОГВ или ОМС. Форма предупреждения должна быть установлена Росприроднадзором, уполномоченным Правительством "применять меры предупредительного характера с целью пресечения фактов нарушения законодательства" (пункт 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства от 30 июля 2004 года N 400). Вместе с тем прекращение водопользования без предварительного наложения штрафа фактически отменило бы действие соответствующих положений КоАП, что недопустимо.
Таким образом, за нарушение условий водопользования, указанных в части 3 статьи 10 ВК, решением органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, может быть наложен штраф, а затем после вынесения предупреждения водопользование прекращено по решению суда (обычно по заявлению того же органа). За совершение некоторых других правил водопользования предусмотрено только наложение штрафа, но не прекращение водопользования.
По сути, в статье 10 ВК содержатся положения об административной ответственности за нарушение правил водопользования. Подробнее об этом см. комментарий к статье 68 ВК.
3. Согласно части 2 статьи 10 ВК право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае нарушения условий переоформления лицензии.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством о недрах;
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока. Владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
При досрочном прекращении права пользования недрами ликвидация или консервация предприятия производится за счет недропользователя, кроме случаев возникновения угрозы здоровью людей (при отсутствии вины недропользователя) и чрезвычайных ситуаций. При возникновении угрозы здоровью людей или чрезвычайной ситуации пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр. В иных случаях решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Глава 3. ДОГОВОР ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ